03.07.2018
Налоги от лесопромышленников должны поступать в полном объеме
29 июня в администрации района прошло заседание антикризисной рабочей группы с участием и.о. главы администрации района Алексея Емелина, председателя комитета по экономике Татьяны Соченко, и.о. прокурора района Дениса Черепанова, начальника территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области в Чунском районе Евгения Борисова, начальника управления Пенсионного фонда в Чунском районе Ольги Пешковой, руководителя Центра занятости Юлии Трофимовой и руководителей лесопромышленных предприятий. Подобные совещания в формате межведомственного взаимодействия по повышению налоговой отдачи от предприятий лесного комплекса. проходят сейчас во всех «лесных» территориях Иркутской области.
В дополнение к контролю за оборотом леса областное министерство лесного комплекса выработало механизм контроля и за налоговыми поступлениями от каждого лесопромышленного предприятия. Для этого сопоставляются данные об объемах лесозаготовок, заявленной численности работников, уплаченных налогах и отчислениях в Пенсионный фонд. На основе этих данных рассчитывается так называемая отдача с кубометра заготовленной древесины. По расчетам минлескома, этот показатель для официально работающего предприятия должен быть выше 30 рублей. К тем, у кого цифра ниже, и возникают вопросы. Для начала – на местном уровне, затем – на областном, что чревато лишением сырьевой базы.
Открывая совещание, Алексей Емелин рассказал о механизме контроля налоговой отдачи в Чунском районе – поступления отслеживаются в режиме он-лайн - и неутешительных выводах. «Цель – не «выкручивать» вам руки, а повысить эффективность использования лесных ресурсов. Государство всерьез взялось за лесной сектор», - отметил и.о. главы.
Татьяна Соченко привела данные по ряду предприятий. У некоторых налоговая отдача может составлять ноль, 20 или 49 копеек, или несколько рублей на кубометр древесины. У других, кого можно ставить в пример, показатель колеблется от 36 до 67 рублей – это значит, что организация работает открыто и полностью платит налоги, тем самым заботится о своих работниках и территории, на которой ведет деятельность. А некоторые руководители, владея лесосырьевой базой и получая прибыли, годами не перечисляют в бюджет ни рубля. Но в то же время пользуются дорогами, инфраструктурой, социальными учреждениями и предъявляют претензии к властям по поводу благоустройства и прочего. «Но за счет чего должно улучшаться качество жизни людей, если предприятия уходят от налогов?» - задала председатель комитета вопрос, который можно было адресовать очень многим, а не только приглашенным лесопромышленникам.
Затем перешли к ситуации по каждому предприятию. Руководители называли количество трудоустроенных работников и суммы уплаченного налога на доходы физических лиц (или подоходного налога, который является одним из основных источников пополнения местного бюджета). Участники антикризисной группы располагали официальными данными отчетности, и на этом этапе становилось особенно ясно, сколько недополученных налогов уходит мимо бюджета. Например, предприниматель заготавливает внушительный объем леса, но утверждает, что у него трудоустроено только 11 человек, и средняя зарплата равна 16 тысячам рублей. По меньшей мере сомнительно, что на такую зарплату соглашаются водители лесовозов, лесозаготовительные бригады, работники пилорам. К тому же предприятие уже одним этим нарушает закон – с 1 мая минимальный размер оплаты труда в Чунском районе не должен быть меньше 17 880 рублей. Такую зарплату сейчас получают сторожа и уборщицы. Тот же предприниматель называет сумму уплаченного налога– 54 тысячи рублей. Но, по данным налоговой службы, с января по май он заплатил всего 14 500. Следовательно, либо люди у него устроены неофициально, либо платит он им по 5 тысяч рублей. При этом предприятие наотрез отказывается от заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, иначе – финансовой помощи району. В итоге, пользуясь лесом и имея хорошие прибыли, предприниматель не дает району ничего.
На других предприятиях обстановка похожая. Были на совещании и такие руководители, у кого при немалой сырьевой базе якобы вообще нет ни одного работника. Иначе говоря, сам директор заготавливает по 16 тысяч кубометров леса в год, сам вывозит, обрабатывает и отгружает древесину, сам начисляет себе зарплату и ведет финансовую отчетность. Один такой руководитель заявил, что получает зарплату 17 400 рублей – меньше, чем официально устроенная уборщица и чуть больше, чем получают лесовозники у его коллеги - и ездит на автомобиле «УАЗ». За правду это принять трудно, скорее, - за «лесную сказку». Налогов в бюджет от скромного директора за 5 месяцев поступило чуть больше трех тысяч. Судя по этой сумме, в месяц директор зарабатывает около семи тысяч рублей – даже не столько, сколько он посчитал нужным называть на комиссии.
Один руководитель, с такой же «небольшой» зарплатой, пожаловался на то, что приходится нести большие расходы на лесовосстановление и защиту лесов от пожаров. Ему напомнили, что это обязанность арендатора, и что теневые доходы предприятия вполне позволяют ее выполнять.
Ряд директоров признали, что, имея сырьевую базу, сами заготовку не ведут, а приглашают это делать другие организации. Называется это «работать на услугах». Нередко такие директора возглавляют по два – три предприятия. Фактически они просто перепродают лес на корню, что нарушает пункты договора аренды. И опять-таки ничего не дают ни бюджету, ни району взамен на использование лесных богатств. «Зачем выделять лес таким предпринимателям, от которых заведомо не будет отдачи, кто не платит налоги и никому не помогает, из-за кого у людей не будет достойной пенсии?» - задал Алексей Емелин вопрос районному представителю областного минлескома Евгению Борисову. Тот пояснил, что, по закону, лесоучастки приобретаются через аукцион, и купить их вправе любой человек или организация, даже если они не профессионалы в этой сфере. Вопрос собственности решают деньги. Евгений Борисов отметил, что давно назрела необходимость вернуть систему предоставления лесов на конкурсной основе. Так было раньше, и претендент должен был предоставить бизнес-план на освоение лесов, иметь производственную базу, обеспечить официальные рабочие места, платить все налоги, помогать территории по соглашениям о сотрудничестве.
Слово взял и член антикризисной комиссии, директор ОАО «Чуналесторг» и руководитель с огромным стажем Сергей Крисько. Он рассказал о том, как работает его предприятие, отметил, что расходы на ГСМ, энергетику, доставку и прочее растут одинаково для всех, но одни в этих условиях продолжают исполнять свои бюджетные обязательства, а другие ищут обходные пути. Сергей Крисько призвал коллег-лесников пересмотреть свою финансовую политику и предупредил их, что «легкая жизнь, к какой вы привыкли, кончается».
И.о. прокурора Денис Черепанов назвал позицию уходящих от налогов лесников недобросовестной, работу на услугах – закамуфлированной продажей леса. Он предупредил о последствиях – вплоть до расторжения договора аренды – и призвал до конца года исправить ситуацию с трудоустройством людей и уплатой налогов. «Пока идем мирным путем», - уточнил и.о. прокурора. Татьяна Соченко напомнила, что налоговая отдача с кубометра леса должна быть не ниже 30 рублей – именно к этому показателю должны прийти лесопромышленники, если они хотят продолжать пользоваться сырьевой базой.
Вся прозвучавшая на совещании информация будет направлена в областное министерство лесного комплекса и прокуратуру. Алексей Емелин заявил, что такие совещания будут проходить регулярно. Без внимания не останется никто.