Сайт отключен
Если вы являетесь владельцем сайта,
позвоните по телефону:

+7 (3952) 48-20-84

22.01.2024

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Тайшетском и Чунском районах информирует, что в последнее время при покупке товара часто возникает ситуация, когда цена на товар, указанная на ценнике, не соответствует цене на кассе. Причиной происшествий может быть как обычный недосмотр, так и умысел сотрудников зала, попытка получить небольшую прибыль. Такое нарушение распространено в крупных магазинах и супермаркетах, где покупатели приобретают большое количество товаров.

В 2023 году в территориальный отдел поступило 5 обращений от граждан на нарушения прав потребителей в торговых предприятиях ООО «ДНС» Ритеил,  ООО «Баргузин», ООО «Командор», из которых следует, что при оплате за товары на кассе стоимость товаров  не соответствовала ценам, указанным на ценниках,  т.е.  цена за товар на кассе в супермаркетах   отличалась в большую сторону от цены на ценниках.

В соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248) предусмотрено, что государственный контроль (надзор) включает в себя не только принятие мер по выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, но также и принятие мер по предупреждению (профилактике) нарушений.

Согласно статье 45 Закона № 248, одной из таких мер является объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

В соответствии со статьей 45 Закона № 248 предостережение объявляется в случае, если у контрольного (надзорного) органа имеются сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований или о признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

По результатам рассмотрения обращений за выявленные нарушения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, Правил продажи товаров, в адрес юридических лиц направлены предостережения  о недопустимости нарушения обязательных требований.

 В предостережении контролируемому лицу предложено принять меры для обеспечения соблюдения обязательных требований и уведомить должностное лицо, объявившее предостережение, о принятых мерах в указанный срок.

 Территориальный отдел обращает внимание на то, что с 01.01.2021 г. вступили в действие Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2463. Согласно п. 3 данных Правил продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.).

В соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе сведения о цене и условия приобретения товара.

 В этой связи надлежит иметь в виду, что продавец, осуществляющий продажу товаров по договору розничной купли-продажи потребителям, обязан обеспечить соблюдение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре, одним из обязательных элементов которой являются сведения о цене и условиях приобретения товаров.

Кроме того, в соответствии со ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Продавец обязан заключить договор купли-продажи товара по цене и на условиях, указанных (п. 2 ст. 437, п. 2 ст. 494 ГК РФ).

Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи (п. 1 ст. 500 ГК РФ).

При выявлении несоответствия цен на ценниках и чеках необходимо  зафиксировать информацию о цене, размещенную на ценнике.

Фиксация информации о цене, размещенной на ценнике товара, потребуется для использования в качестве доказательства в случае возникновения спора с продавцом.

 

Действия потребителя при обнаружении несоответствия цены товара на ценнике и при расчете на кассе:

1. Сообщите об этом администратору (руководству) супермаркета (магазина) и потребуйте немедленно исправить нарушение законодательства, т. е. продать вам товар по цене, указанной на ценнике.

2. Если сотрудник (продавец) магазина категорически отказывается выполнить ваше требование, необходимо пригласить уполномоченного представителя продавца и устно предъявите ему претензию. В случае отказа в удовлетворении устной претензии предъявите продавцу письменную претензию с описанием возникшей ситуации (дата, время инцидента, наименование товара, сумму на ценнике и по чеку) с четко сформулированными требованиями:

о возврате разницы в цене товара, указанной в чеке и ценником;

возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в связи с непредоставлением возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (п. 1 ст. 12 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

Письменную претензию необходимо представить в адрес магазина, в двух экземплярах. Один экземпляр необходимо вручить продавцу лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у Вас, он должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.

3. При отказе продавца в удовлетворении претензии покупатель вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением к продавцу: о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы в цене товара между чеком и ценником (п. 1 ст. 1102 ГК РФ); о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы (п. 1 ст. 12 Закона «О защите прав потребителей») и (или) в уполномоченные органы для привлечения организации к административной ответственности.

В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. В порядке ч.3 ст. 17 Закона потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Направить обращение в адрес Управления Роспотребнадзора по Иркутской области можно:

в форме электронного документа через форму «Прием обращений граждан» на сайте Управления Роспотребнадзора по Иркутской области  http://38.rospotrebnadzor.ru 

 

Начальник территориального отдела Л.Н. Спасска