Сайт отключен
Если вы являетесь владельцем сайта,
позвоните по телефону:

+7 (3952) 48-20-84

22.12.2023 Кулишская школа делилась опытом

20 декабря Немирич Татьяны Николаевны, директор МОБУ ООШ№16 д. Кулиш, приняла участие в работе круглого стола «Содержание, формы и форматы трудового воспитания в современной России» на площадке Общественной палаты РФ.

Тема выступления «Детско-взрослое производство школы-хозяйства – центр развития малой Родины».

 

Организаторы: ИД «Народное образование», Общественный совет при Министерстве Просвещения РФ – рабочая группа по трудовому воспитанию, Сенаторский клуб Совета Федерации, Рабочая группа РАН по развитию производственного воспитания и агрообразования РФ (руководитель Чекмарев П.А.)

Цель круглого стола – инициировать обсуждение проблем, связанных с возвращением в школы содержания и практик трудового воспитания\производственного воспитания и актуализации существующих форм, форматов и содержания трудового воспитания в современной России. В ходе мероприятия планируется обмен мнениями по актуальным вопросам обозначенной темы, ценностным аспектам трудового воспитания, роли трудового воспитания в становлении личности, в формирования системы отношений личности, общества и государства. Как связано решение вопросов успешного возвращения трудового воспитания в школу с этапом непосредственного профессионального образования будущих учителей.

Важность проблемы связана со снижением престижа и ценности труда как такового, прежде всего физического труда, с потерей взаимосвязи с традициями предков, отсутствием у подростков желания трудиться.

Актуальность проблематики круглого стола также подтверждается рядом законодательных правительственных документов. Особенно в свете перечня поручений президента по итогам пленарного заседания форума «Сильные идеи для нового времени», где президент подчеркивает значение школ, создающих инфраструктуру производства, агронаправления, тем самым обеспечивая решение кадровых вопросов для страны.

Кроме того, Указом Президента РФ от 9.11.2022 № 809 утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, где труд – одна из основных ценностей.

Принят Федеральный закон от 04.08.2023 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", где исключен запрет на привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия законных представителей - вместо этого установлено, что такое привлечение обучающихся к труду осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства.

В рамках заявленного на парламентском часе 16.11.2022 г.  общедепутатского законопроекта о трудовой составляющей в воспитании школьников и утверждённой ранее «С тратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» делается акцент на приоритете создания условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты; формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных учреждений. В стратегии национальной безопасности России п.22 обозначено, что основными факторами, определяющими положение и роль Российской Федерации в мире в долгосрочной перспективе, становятся высокое качество человеческого потенциала.

 

Вопросы, предлагаемые к обсуждению:

Может ли Россия встать на рельсы инновационного развития и осуществить технологический скачок, имея образование, формирующее «потребителя технологий» или рафинированного носителя «теоретического мышления»?

Почему «наша новая школа» проектируется без инфраструктуры трудового (производственного) воспитания?

Нужны ли стране трудоспособные, изобретательные, предприимчивые молодые люди с опытом продуктивного делания, приобретённым ещё в школьные годы?

Кто и когда даст нашим детям право на добровольный и привлекательный труд?

Сколько ещё должно произойти катастроф по вине «человеческого фактора», чтобы мы поняли, что ответственность, идентичность и причастность рождаются у ребёнка-деятеля, а не ритора и демагога?

Может ли «способность приносить пользу», быть универсальной целью воспитания и образования?

Можно ли научиться приносить пользу, не принося пользы? Есть ли в нашей школе условия для тренировки способности быть полезным? Можно ли быть полезным, не создавая материальных и духовных ценностей?

Какой детский труд является эксплуатацией? Где грань между эксплуатацией и радостью созидания?

Можно ли организовать детский производственный труд, не нарушая действующее законодательство?

Обладает ли производство образовательными, воспитательными и учебными эффектами?

Каким должен быть детский труд, чтобы он воспитывал и обучал?

Есть ли разница между трудовым и производственным воспитанием?

Есть ли разница между производительным и производственным трудом?

Есть ли разница между «развитостью» и «зрелостью»? Что важнее для выпускника школы — «быть развитым» или «быть зрелым»? Почему «зрелость» исчезла из воспитательных ориентиров образования?

Можно ли воспитать зрелого (самостоятельного, ответственного, приносящего пользу) человека на основе учебной инфраструктуры?

Появится ли у современной школы новая «Педагогическая поэма», или всё ограничится примитивными сериальными поделками и никчемными ток-шоу? Почему даже в посвящённый ему год учитель чувствует себя униженным и оскорблённым?

 

 

Программа

Приветствия:

Смолин Олег Николаевич, советский и российский политик и философ. Депутат ГД РФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ. Доктор философских наук, академик.

Аиткулова Эльвира Ринатовна, депутат ГД, член Комитета по образованию.

Чекмарев Петр Александрович, заместитель президента РАН, академик, доктор сельскохозяйственных наук, председатель комитета по развитию агропромышленного комплекса, руководитель группы по развитию производственного воспитания и агрообразования России.

Бугаев Александр Вячеславович, первый заместитель министра просвещения РФ.

Бердыше Виктор Егорович, президент Ассоциации «Агрообразование».

Суворов Василий Анатольевич, 1-й заместитель директора - Управляющий делами Сенаторского клуба, помощник сенатора Савина А. А.

Трудовое воспитание в системе современного и прежде всего педагогического образования

 

1.      Юрий Васильевич Крупнов, российский государственный, политический и общественный деятель, писатель и публицист. Труд и деятельность как основа современной школы.

2.      Елена Юрьевна Илалтдинова, доктор педагогических наук, доцент. Труд и воспитание: возможности и риски.

3.      Александр Игоревич Кузнецов, ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат педагогических наук. Проблема трудового воспитания в системе подготовки будущих педагогов.

4.      Феодосия Васильевна Габышева, российский государственный и политический деятель, доктор педагогических наук, профессор. Трудовое воспитание в республике Саха (Якутия): формы и форматы. (онлайн)

5.      Алевтина Ивановна Григорьева, заведующая кафедрой воспитания и дополнительного образования детей Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, кандидат педагогических наук, профессор. Проблема трудового воспитания в системе повышения квалификации педагогов.

6.      Сергей Иванович Аксенов, российский учёный, педагог, представитель известной на международном уровне и одной из ведущих в России школы макаренковедения, основанной проф. А.А. Фроловым, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Мининского университета. Человек в системе производства: воспитание и труд. (онлайн)

7.      Инна Ивановна Петрашевич, доцент кафедры педагогики социально-педагогического факультета БрГУ им А.С Пушкина, кандидат педагогических наук. Идеи трудового воспитания в процессе преподавания учебной дисциплины «Педагогика».

8.      Александр Григорьевич Пашков, доктор педагогических наук, профессор. Курский государственный университет (г. Курск "Перспективы возвращения трудовой педагогики в общее и профессионально-педагогическое образование".

9.      Анатолий Борисович Вифлеемский, доктор экономических наук, эксперт Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Школа-счастья – школа трудового воспитания.

10.  Роман Александрович Чмир, директор Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ. Проблемы подготовки наставников для агрошкол.

11.  Елена Владимировна Романенкова, член экспертного совета Дома народов России. Площадки трудового воспитания Китая.

12.  Вера Егоровна Жерготова, учитель года России, республика САХА (Якутия). Человек есть проект, реализуемый всю свою жизнь

Современные площадки практик трудового (производственного) воспитания страны.

 

1.  Владимир Павлович Хрыков. Директор АНО «Центр стратегического развития», г. Нижний Новгород. Кто такой директор школы-хозяйства? (онлайн)

2.  Татьяна Юрьевна Хударова, директор МАОУ лицея с фермерским уклоном имени Героя России Веры Волошиной, Наро-Фоминский район Московская область почетный работник общего образования РФ, исполнительный директор конкурса им. А.С. Макаренко.  Идея трудового воспитания как основа деятельности школ-хозяйств. XXII-й конкурс им.А.С. Макаренко.

3.  Ольга Петровна Илларионова, председатель Ассоциации содействия развитию школ-хозяйств и агрошкол России. Трудовое воспитание в агрошколе.

4.  Надежда Евгеньевна Медведева, к.б.н., начальник методического отдела естественнонаучной направленности Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей.  Форматы школьных производств в системе воспитания и дополнительного образования.

5.  Татьяна Ивановна Курасова, к.п.н., директор Новолеушковской школы-хозяйства. Педагогические эффекты школьного производства. (онлайн)

6.      Алексей Викторович Голубицкий, директор «Школы Будущего», Калининград. Инклюзия в школе-хозяйстве. Школа-фирма. (онлайн)

7.       Дмитрий Валерьевич Диденко, руководитель проекта АгроНТРИ при Фонде содействия инновациям. Девиз «Агроэлита страны» (онлайн)

8.      Вячеслав Петрович Тигров, доктор педагогических наук, доцент профессор Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского. Как воспитать Кулибина?

9.      Татьяна Николаевна Немирич, директор школы-хозяйства д. Кулиш Иркутской области. Детско-взрослое производство школы-хозяйства – центр развития малой Родины. (онлайн)

10.  Любовь Владимировна Белеску, советник первого заместителя председателя правления, АО «Россельхозбанк». Форматы и возможности агрообразования для школьников – программы банка.

11.  Медова Юлия Викторовна, зам главы администрации Малоярославецкого района Калужской области, Бобылев Петр Георгиевич, директор Ерденевской школы, депутат районного совета. Формы и форматы трудового воспитания.

12.   Екатерина Александровна Лычёва, президент Фонда поддержки детского научного и технического творчества «Юные техники и изобретатели», член Бюро Президиума ЦС ВОИР.  «ВОИР: Система выявления и поддержки талантов среди учащихся СПО»

 Презентация. Кулишская школа делилась опытом.