Сайт отключен
Если вы являетесь владельцем сайта,
позвоните по телефону:

+7 (3952) 48-20-84

05.07.2023 ДОСУДЕБНЫЙ или СУДЕБНЫЙ СПОР?

Обращаясь в консультационный пункт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в Тайшетском и Чунском районах за консультацией по тому или иному вопросу в области защиты прав потребителей, многие задают вопрос: «А нужно сразу идти в суд или прежде обратиться к стороне-нарушителю с претензией?».

Посмотрим, что на этот счёт говорит законодательство и рассмотрим, что такое досудебное урегулирование спора и какое преимущество оно даёт потребителю.

Правоотношения между потребителями и продавцами (исполнителями, изготовителями, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром) регулируются специальным законом  № 2300-1 «О защите прав потребителей (далее – Закон № 2300-1), а также Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), законами, регулирующими те или иные вопросы, постановлениями, правилами и т.д.

Статьёй 17 Закона № 2300-1 прямо сказано, что защита прав потребителей осуществляется судом.

То есть, законодательство о защите прав потребителей не возлагается на потребителя обязанность урегулирования спора в досудебном (претензионном) порядке, а лишь даёт ему такое право.

Исключения составляют лишь два случая, прямо указанных в других законах, когда соблюдение претензионного порядка является обязательным. Так, претензионный порядок разрешения спора необходимо соблюсти в случае спора с оператором связи, вытекающего из договора об оказании услуг связи и в случае спора в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза и в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом.

Процедура по урегулированию споров по договорным отношениям подразумевает под собой выполнения последовательных действий, когда стороны самостоятельно, до начала возможного судебного разбирательства стараются устранить появившиеся разногласия или нарушенные права.

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ! Включение в договор условия об обязательном досудебном претензионном порядке рассмотрения споров между потребителем и исполнителем (продавцом), прямо не предусмотренного специальным законодательством, является ничтожным и ограничивает право потребителя на доступ к правосудию. В этом случае потребитель вправе требовать исключения такого условия из договора.

Для чего же тогда Законом 2300-1 предусмотрено право потребителя на досудебное урегулирование спора?

Дело в том, что законодатель предусмотрел право потребителя на свободу действий и выбора, то есть, как поступить в сложившейся ситуации – попытаться договориться с продавцом (исполнителем) самостоятельно или сразу идти в суд, решать потребителю. Право выбора способа урегулирования спора с потребителем законодательство предоставляет и продавцу (исполнителю), для чего и установлены различные сроки удовлетворения требований потребителя - от 7 дней (в случае замены товара ненадлежащего качества) до 45 дней (в случае устранения недостатков товара). А вот за нарушение этих сроков уже предусмотрена ответственность продавца (исполнителя) в виде уплаты неустойки, штрафов, морального вреда и т.п.

Так стоит ли пытаться самостоятельно договориться с продавцом (исполнителем) или предоставить это право суду? И существует ли какое-нибудь преимущество для потребителей в досудебном урегулировании спора?

Договариваться нужно – это факт!

Преимущества есть и одно из них – срок рассмотрения и удовлетворения требования потребителя. Ведь не обязательно продавец (исполнитель) откажется, к примеру, заменить товар ненадлежащего качества. То есть, в случае, если потребитель до обращения в суд попытается договориться с продавцом в досудебном порядке, спор будет урегулирован в течение семи дней. При рассмотрении же спора в судебном порядке этот срок может увеличиться даже до нескольких лет.

Ещё одним преимуществом является размер и перечень предъявляемых требований.

К примеру, если потребитель, не предъявляя требования продавцу о замене смартфона, сразу обратился в суд, то в исковом заявлении он может потребовать только обязать продавца заменить товар и взыскать с него моральный вред за реализацию товара ненадлежащего качества.

А вот если,прежде, чем обратиться в суд, потребитель попытается в претензионном порядке решить вопрос о замене товара, но продавец откажет в удовлетворении его требований, то, направляя исковое заявление в суд, он уже может требовать замены товара, уплаты пени (неустойки), возмещения морального вред и взыскания штрафа в размере 50% от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя, за неудовлетворение требований потребителя в досудебном порядке.

Как действовать – дело потребителя, но, в любом случае, консультация грамотного юриста поможет решить возникший вопрос без лишних затрат времени и сил.

 

Информация подготовлена специалистом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»

 в Тайшетском и Чунском районах

Вопросы можно задать по телефону: 8 (39563) 5-35-37 либо направить на e-mail: zpp-taishet@mail.ru

Номер телефона единого консультационного центра Роспотребнадзора8-800-555-49-43