Сайт отключен
Если вы являетесь владельцем сайта,
позвоните по телефону:

+7 (3952) 48-20-84

20.06.2023 ОБМЕН ИЛИ ВОЗВРАТ? КТО ПЛАТИТ ЗА ВОЗВРАТ ТОВАРА, КУПЛЕННОГО ДИСТАНЦИОННО?

В консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в Тайшетском и Чунском районах очень часто обращаются потребители с вопросами относительно дистанционной торговли. Недавно поступил вот такой вопрос: вправе ли продавец отказать в обмене товара, приобретённого дистанционным способом, и требовать оплаты потребителем доставки товара до места нахождения продавца при отказе от товара?

Ситуация такова. Потребитель в интернет-магазине выбрал и заказал телевизор. По описанию, характеристикам, заявленным функциональным возможностям товар, в момент его выбора, подходил, но, во время ожидания доставки товара, потребитель, просматривая аналогичный товар в интернет-магазине продавца, увидел, что появился другой телевизор большего размера, с расширенным набором функций, но такой же стоимостью. Тогда он обратился к продавцу путём электронной переписки с предложением об обмене телевизора. Продавец ответил потребителю, что телевизор уже доставлен в пункт выдачи товаров по месту жительства потребителя и предложил ему вернуть товар, оплатив расходы за его  доставку до места нахождения продавца, и оформить новый заказ на другой, понравившийся ему, телевизор. Потребитель не согласен с тем, что, возвращая новый, не бывший в эксплуатации, телевизор, должен дополнительно оплачивать доставку до места нахождения продавца и, ссылаясь на статью 25 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), считает, что его права нарушены.

Так кто же прав, потребитель или продавец?

Так как в данном случае телевизор приобретён потребителем дистанционным способом, то есть без прямого посещения торговой точки продавца, то к таким правоотношениям статья 25 Закона неприменима и потребитель ссылается на неё безосновательно.

 Дистанционную торговлю в Российской Федерации регулирует другая статья Закона – 26.1., а также Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020г. № 2463 «Об утверждении правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила).

Так, статьёй 26.1. и Правилами не оговаривается обмен непродовольственного товара надлежащего качества, приобретённого дистанционным способом. Рассматриваемые нормативные акты содержат лишь право потребителя на отказ от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней. При этом право на отказ действует в отношении всех групп товаров, приобретённых дистанционным способом, включая технически сложные, к которым как раз и относится приобретённый потребителем телевизор. Следует отметить, что семидневный срок возврата товара надлежащего качества действует лишь в том случае, если потребителю в момент его доставки была в письменной форме предоставлена информация о порядке и сроках возврата приобретённого товара. Если такая информация предоставлена не была, то у потребителя возникает право на возврат товара в течение трёх месяцев с момента его передачи.

Что касается доставки товара при отказе от него до места нахождения продавца за счёт потребителя, то в п. 4 ст. 26.1. Закона прямо сказано, что при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращённого товара. То есть, в данном случае продавец прав и не нарушал права потребителя, а предложил ему альтернативный, не противоречащий законодательству РФ, выход из сложившейся ситуации.

Соответственно, потребителю нужно или забрать телевизор, заказанный первоначально, либо оплатить доставку товара до адреса продавца и вернуть ему телевизор и оформить заказ на новый телевизор.

 

Информация подготовлена специалистом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в Тайшетском и Чунском районах.

Вопросы можно задать по телефону: 8 (39563) 5-35-37 либо направить на e-mail: zpp-taishet@mail.ru

Номер телефона единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43