Разъяснение законодательства о защите информации
Статья 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 08.06.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон) определяет, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (часть 1 статьи 6 Закона).
В соответствии со статьями 16-17 Закона защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: 1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; 2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; 3) реализацию права на доступ к информации. Нарушение требований Закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С целью повышения общей грамотности граждан по вопросам информационной безопасности при использовании компьютерных технологий необходимо придерживаться базовых правил «цифровой гигиены»:
- не открывать подозрительные файлы;
- использовать для доступа к сервисам разные пароли, то есть не единый логин и пароль для всех сайтов;
- составлять сложные пароли и периодически менять их;
- не записывать пароли и не хранить их все в одном файле, либо использовать для этого менеджер паролей, который обеспечивает дополнительную защиту данных;
- пользоваться проверенными источниками получения информации.