Сайт отключен
Если вы являетесь владельцем сайта,
позвоните по телефону:

+7 (3952) 48-20-84

15.03.2022

Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта. Его тематику, по сложившейся традиции, определяет Международная Федерация потребительских организаций, в текущем году объявлена тема «Справедливые цифровые финансовые услуги».

Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг.

Исследования показывают, насколько быстро происходит развитие цифровых финансов. Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг (включая владельцев счетов, отправляющих и получающих электронные платежи) превысит 3,6 миллиарда человек. 39% компаний считают внедрение финансовых технологий своим приоритетом, подчеркивая мировой спрос на более инновационный финансовый ландшафт.

В 2020 году Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных, а пандемия ускорила изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около 10 лет. В зарубежном финансовом мире даже обсуждается такой феномен, как «русское чудо», впервые о нем заговорили в 2019 году, когда по итогам 2010–2018 годов был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. Тогда по этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период показали двух- и трехкратный рост.

В таких условиях отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.

Анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступивших в региональные органы Роспотребнадзора, их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:
– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);

– на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).

 Многочисленные исследования показывают, что экономические кризисы и связанное с ними сокращение доходов традиционно являются временем активизации финансовых мошенников. В последние годы, особенно в аспекте перехода на дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от таких противозаконных действий.

 Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и пожилые клиенты становятся объектом интереса для мошенников.

Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.

Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р. В документе отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан. В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р.

С актуальной информацией по вопросам прав потребителей, материалами судебной практики образцами претензионных и исковых заявлений,  памятками и обучающими видеороликами, можно ознакомиться на портале государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП): zpp.rospotrebnadzor.ru в разделах «Судебная практика», «Справочник потребителя».

 Приглашаем вас на консультации по вопросам защиты прав потребителей 

с 10 марта по 25 марта с 10:00 до 17:00 (кроме выходных и праздничных дней) 

в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Тайшетском и Чунском районах по адресу: ул. Северовокзальная, 17А-1Н г. Тайшета Иркутской области или обращаться по тел.: 5-33-80.